Методический материал Кузнецова Ирина Викторовна учитель-дефектолог

Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий.       

Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения.

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение подгрупповым и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.

Работа с интерактивной доской учителя дефектолога

1.Развитие зрительного восприятия.

На занятиях по развитию зрительного восприятия:

  • У детей формируется  представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;
  • Расширяется умение  пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;
  • Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;
  • Формируется  умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;
  • Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.

Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму, цвет и пространственное  положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.

2.Развитие ориентировки в пространстве.

 Занятия по ориентировки в пространстве направлены на :

  • формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;
  • обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;
  • развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.

3. Развитие осязания и мелкой моторики

 Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на :

  • Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих  умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;
  • Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений  пальцев рук;
  • Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);
  • Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);

4.Социально – бытовая ориентировка.

Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:

  • Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств  предметов с использованием зрения и других анализаторов;
  • Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;
  • формирование  представлений о самом ребенке и окружающих людях.

В разделе социально – бытовая ориентировка  упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.

Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации  в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie