Методический материал Кузнецова Ирина Викторовна учитель-дефектолог
Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий.
Лечебно - восстановительные и коррекционно - развивающие мероприятия, осуществляемые в нашем учреждении, помогают детскому организму преодолевать неблагоприятные условия развития. Известно, что зрительная патология оказывает отрицательное влияние на развитие функциональных механизмов у детей дошкольного возраста, которое компенсируется в ходе работы тифлопедагога (учителя-дефектолога) в системе коррекционно-развивающего обучения.
Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие развития и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение подгрупповым и индивидуальным занятиям, упражнениям, играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей.
1.Развитие зрительного восприятия.
На занятиях по развитию зрительного восприятия:
- У детей формируется представление о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;
- Расширяется умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;
- Развивается умение анализировать цветное изображение, соотносить его с силуэтным и контурным изображением и реальным предметом;
- Формируется умение воспринимать предметные и сюжетные изображения;
- Развивается детский глазомер и стереоскопическое видение.
Занятия по развитию зрительного восприятия направлены на развитие умения определять и различать форму, цвет и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов.
2.Развитие ориентировки в пространстве.
Занятия по ориентировки в пространстве направлены на :
- формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;
- обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;
- развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.
3. Развитие осязания и мелкой моторики
Занятия по развитию осязания и мелкой моторики направлены на :
- Расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;
- Развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений пальцев рук;
- Развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);
- Развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, кубиками, геометрическими фигурами, шнуровками);
4.Социально – бытовая ориентировка.
Занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на:
- Расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;
- Формирование и расширение знаний о явлениях общественной жизни;
- формирование представлений о самом ребенке и окружающих людях.
В разделе социально – бытовая ориентировка упор в основном делается на приближение условий к реальной жизни. Главным и основным дидактическим материалом является реальная игровая ситуация, в которой закрепляется, уточняется и расширяется социальный опыт ребенка. Для этого используются дидактические пособия, игры и игрушки, имитирующие реальные предметы.
Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате.
Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности, позитивной адаптации в окружающем мире и успешной интеграции в школьное обучение.